Штампованные или литые диски: что предпочесть и по каким параметрам
выбирать ?
Любой автолюбитель рано или поздно сталкивается с проблемой выбора и
покупки шин. При этом многие одновременно с шинами хотят приобрести
и колёсные диски. Это правильно. Потому, что собрав колёса один раз
в последующем вы будете экономить свои деньги и время, не выстаивая
два раза в год огромные очереди в шиномонтаже. Вам будет достаточно
отбалансировать колёса (а это можно сделать заблаговременно, не
дожидаясь «сезона» смены шин) и поменять их в любом автосервисе или
даже самостоятельно. К тому же, установив на машину, например, диски
литые вы можете значительно улучшить вешний вид своего авто.
Но
тут возникает вопрос - как правильно подобрать диски для своей
машины ?
Начнём с того, какие именно колёса Вы хотите:
литые диски
или штампованные? И у тех и у других есть свои минусы и плюсы.
Положительные стороны штампованных дисков в их простоте и надёжности
- даже при повреждении диска (вмятины) его форму можно восстановить,
прокатав на специальном станке, а в полевых условиях даже просто
молотком. Также, в большинстве случаев, штамповка дешевле своего
литого аналога. Из минусов можно отметить «банальность» внешнего
вида, как правило, больший вес и то, что такой диск крайне неудобно
мыть изнутри, а в зимний период это особенно актуально. С литыми
дисками всё противоположно. Плюсы: огромный выбор дизайнов и даже
цветов, меньший вес (15-30%) и удобство обслуживания. Минусы: литые
диски более дороги и в случае повреждения не поддаются ремонту.
Повреждённый диск необходимо заменить новым, хотя в настоящее время
многие мастерские предлагают произвести ремонт литых дисков. Мы не
советуем этого делать из-за особенностей технологии производства
литых дисков, но это уже тема для другой статьи.
А
сейчас, допустим, с типом диска Вы определились. Но встаёт следующий
вопрос: как подобрать диск, который подойдёт именно на ваш
автомобиль? И какие параметры нужно знать для правильного выбора?
Скажем сразу, большинство производителей автомобилей в инструкции по
эксплуатации авто полных размеров дисков не даёт, ограничиваясь лишь
указанием посадочного диаметра и ширины диска, ну и в редких случаях
указанием вылета диска. Недостающие параметры придётся узнавать у
специалистов дилерского центра или продавцов.
Размеры штампованных и литых дисков
Полная
маркировка диска выглядит, например, следующим образом:
6.5Jx16 H2 5/112 ET50 dia-57.1. Теперь расшифруем:
6.5 - ширина обода диска (измеряется в дюймах) - ширина той
части,на которую надевается шина;
J - форма бортовой закраины. Встречаются и другие
обозначения,
но простому автолюбителю это знать не обязательно;
x - обод неразборный (абсолютное большинство легковых
дисков производится сейчас именно такими);
16 - номинальный посадочный диаметр (измеряется в
дюймах).Это диаметр должен строго равняться посадочному диаметру
шины. Недопустимо, например, устанавливать шину диаметром 16
на диск 16.5 дюймов.
H2 - Hump - небольшой кольцевой выступ, проходящий по
ободу
диска ближе к его закраинам. Он необходим для надёжной фиксации безкамерной шины на ободе. Цифра 2 в данном случае указывает
на наличие 2-ух хампов, т.е. по одному около каждой из закраин;
5 - количество отверстий для крепления диска к
автомобилю;
112 - PCD (Pitch Circle Diameter) - диаметр окружности,
проходящей через центры крепёжных отверстий (измеряется в мм);
ET (возможны также написания OFFSET) - вылет диска
(измеряется в мм) - расстояние от привалочной плоскости до
воображаемой плоскости, проходящей через середину обода диска
(в нашем случае 50мм);
Dia (возможны также написания D, Centerbore) -
центральное отверстие (измеряется в мм).
Теперь разберёмся, какие из размеров можно изменить и в каких
пределах, а какие должны остаться «нетронутыми».
Ширина обода зависит от ширины монтируемой на него шины. Например,
шину 205/55R16 допускается устанавливать на диск шириной от 6 до 7,5
дюймов,
при рекомендованной ширине 6,5 дюймов. Поэтому размер обода
диска можно выбирать именно в этих пределах
Посадочный диаметр
- тут выбор ещё больше. Минимальный диаметр всегда указан в
инструкции автомобиля и может увеличиваться практически до
бесконечности. Но учтите, чем больше диаметр диска, тем ниже будет
профиль шины, а это в свою очередь отрицательно сказывается на
комфортабельности езды, но улучшается управляемость автомобиля на
высоких скоростях.
Количество
крепёжных отверстий - этот параметр остаётся без изменений.
PCD, в большинстве
случаев, изменить также нельзя. Хотя у некоторых производителей
литых дисков (OZ Racing, AEZ, DOTZ) предусмотрены специальные болты
с эксцентриками, позволяющие прикручивать, например, диски с PCD
100мм на автомобили с PCD 98мм. На автомобилях у которых литые диски
крепятся с помощью гаек применяются аналогичные гайки-эксцентрики.
Максимальная величина смещения таких болтов и гаек составляет 1.2мм,
поэтому разница в PCD диска не может превышать 2.4мм .
Вылет - изменение
вылета возможно в сторону его уменьшения. Но желательно, чтобы такое
уменьшение укладывалось в пределы до 1см. В сторону увеличения числа
вылета, как правило, изменения невозможны, т.к. чем МЕНЬШЕ число
вылета, тем диск БОЛЬШЕ «выходит» наружу автомобиля относительно
колеса с «родным» вылетом, и наоборот. Таким образом при увеличении
числа вылета диск будет больше утапливаться в машину, при этом
значительно растёт вероятность того, что он упрётся в детали
подвески или тормозных механизмов.
Центральное отверстие в штампованном колесе
обязательно должно равняться диаметру ступицы автомобиля, для его
правильной центровки на ступице. С литыми дисками ситуация несколько
иная. В настоящее время большинство фирм, производящих литые диски,
как отечественные, так и зарубежные, делают диски с универсальным
центральным отверстием. А для центровки используют специальное
центровочное кольцо, у которого внешний диаметр равен диаметру
отверстия в диске, а внутренний диаметр равен диаметру ступицы
автомобиля. Приведу пример. Диск размером 6.5x16 5/114.3 et45
dia-72.6 можно устанавливать на автомобили Mitsubishi, диаметр
ступицы у которых 67.1мм и на автомобили Toyota, размер ступицы у
которых 60.1мм. Так вот для того, чтобы не делать два разных литых
диска производитель выпускает один диск с бОльшим центральным
отверстием, в нашем случае 72.6мм и два центровочных кольца - первое
72.6/67.1 и второе 72.6/60.1. При постановке колеса на автомобиль
кольцо вставляется в диск, после этого диск устанавливается на
машину, центруясь на ступице, и затягивается болтами или гайками.
После этого центровочное кольцо никакой нагрузки не несёт и никак не
влияет на ходовые характеристики автомобиля. Центровочные кольца
могут идти в комплекте с дисками либо поставляться за отдельную
плату. Повторюсь, у штампованных дисков таких колец быть не может
Литые диски. Подводные камни.
Ещё у дисков есть
очень важный параметр, который в маркировке не указывается -
максимальная нагрузка. Поэтому даже если диск по всем размерам
подходит на ваш автомобиль, нагрузку лучше уточнить. У отечественных
колёс её можно посмотреть в паспорте диска, у зарубежных - придётся
поискать на их сайтах в интернете.
И последнее, что нужно иметь ввиду при покупке дисков, существует
так называемый X-фактор - это когда, все размеры диска совпадают с
необходимыми, но диск всё равно не встаёт на машину, упирается в
детали подвески или тормозные механизмы. Это связано с самой формой
выштамповки или спиц литья. Поэтому мы всегда рекомендуем своим
клиентам перед бортировкой шины на колесо сначала примерить его на
автомобиль на переднюю и заднюю ось, прикрутив на пару болтов и
аккуратно прокрутив.
В настоящее время
у абсолютного большинства производителей дисков на их сайтах в
интернете есть каталоги гарантированной применяемости дисков. Если в
таком каталоге есть ваш автомобиль и к нему есть понравившийся вам
диск, то его можно смело покупать, значит он полностью подходит по
всем параметрам.
Сейчас выбор сделать стало гораздо проще, чем может показаться с
первого взгляда. Удачи Вам в покупке ))
|